На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мужчина и женщина

15 931 подписчик

Свежие комментарии

  • sorsw
    Это обсуждение лишь подтверждает то, что было всегда известно о странах юго-востока, включая кавказские, что там у же...Замуж за чеченца
  • Елена Соколова
    "...У чеченцев женщина-это прежде всего чья-то мать, сестра, жена, дочь или невеста."   А сама по себе женщина - это ...Замуж за чеченца
  • Минин Сергей
    И когда же это в Европе мыться было обычным делом? До 19 века в Европе царила ужасающая дикость. Забудьте о том, что ...Европейцы не пони...

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями)

В Ветхом Завете есть одна ну очень отрицательная героиня, настолько плохая, что у нее даже имени нет. Несмотря на то, как сильно ее любили изображать художники всех времен и народов (европейских, конечно же), ничем, кроме своего плохого поступка она не прославилась, а знают ее как “жену Потифара”.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Гверчино, Жена Потифара (далее - везде один и тот же сюжет, поэтому буду только имена художников писать).

 

Расскажу, как дело было.

 

Потифар, начальник то ли телохранителей, то ли палачей фараона, прикупил у странствующих купцов себе раба. И оказался этим рабом Иосиф Прекрасный, которого купцам из-за зависти продали его браться за 20 серебряных монет.

Иосиф был приставлен к домашнему хозяйству и спустя некоторое время завоевал полное доверие своего хозяина и стал управляющим во владениях Потифара.

И тут воспылала страстью к красавцу-Иосифу скучающая жена царедворца и давай к нему приставать. И так и этак приставала, но все никак не получалось, Иосиф даже обниматься отказывался.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Бартоломе Эстебан Мурильо.

 

Вот отрывок из Книги Бытия:

“И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною

Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и всё, что имеет, отдал в мои руки;

нет больше меня в доме сём; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?”

Тут, кстати, важный момент - обсуждая взоры, что бросала на Иосифа жена Потифара, толкователи Священного Писания подчеркивали, что тот, на кого бросают греховные взгляды не виноват в том, что в голове у эти взгляды бросающего всякий разврат.

Тем не менее, женщина своих попыток не оставила даже после убедительных отказов.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Мастер жизни Иосифа.

 

Однажды, когда все, кто был в доме, кроме Иосифа, решили отправиться на праздник, жена Потифара отказалась гулять с ними, прикинувшись больной. Она легла в кровать и начала звать Иосифа на помощь, мол, умираю, некому воды подать. А когда Иосиф вошел, оказалось, что девица совершенно голая и абсолютно здорова. Она вскочила с постели и попыталась страстно напрыгнуть на юношу, но тут в ужасе убежал. Неудачливая соблазнительница пыталась удержать его, но в ее руках остался лишь плащ Иосифа.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Орацио Джентиллески.

 

Оскорбленная и униженная, она задумала месть. И когда вернулся муж, то объявила ему, что Иосиф пытался взять ее, больную и несчастную, силой, ну а как доказательство привела тот самый плащ - мол, отбилась, но окаянный убежал, теряя одежды. За такие дела Иосифа отправили сидеть в тюрьме.

Дальше с ним все было хорошо, но сегодня не об этом.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Антониус Хейслер.

 

Вообще, Иосифа предали сначала братья, после - коварная женщина, но он стоически сносил все свои не очень добрые приключения и оставался чистым душой, милосердным и богобоязненным. Иногда его историю (всю целиком, а не только отрывок со злокозненной женой Потифара) читали как аллегорический прообраз земной жизни Иисуса, тогда эпизод с неудачным совращением толковался как попытка искушения правденика дьяволом в женском (ну каком же еще) обличии. Именно с этой точки зрения, дьявольского искушения, стоит смотреть на большинство изображений этой сцены, особенно эпохи Возрождения и позже. Хотя мотив женщины, оговаривающей невинного юношу из соображений мести за неутоленную страсть и общей зловредности известен еще со времен трагедий Еврипида.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Карло Чиньяни.

 

Художники очень любили писать момент убегания от голой женщины. Часто получалось довольно забавно и неловко, потому что и ситуация непривычная и сама попытка изобразить секунду, в которую срывается плащ и все фигуры находятся в порыве и движении - настоящий вызов для живописца.

 

Добавлю еще несколько:

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Иллюстрация из Венского Генезиса.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Рафаэль.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Чиголи.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Неизвестный автор.

 

Но некоторые, как, например, Рембрандт, сосредотачивались на моменте несправедливого оговора, когда Потифар не может поверить своим ушам, Иосиф покорен и не перечит, а жена Потифара сидит важная, как утка, и врет.

У Рембрандта два варианта этой сцены - в одном Иосиф сложил руки и опустил голову, не противясь наговору, а во втором поднял раскрытую ладонь в знак своей невиновности и смотрит куда-то вверх, очевидно, обращаясь с оправданиями не к Потифару, а к Богу, безмолвно сообщая о своей чистоте.

Вот оба:

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост
Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

У него же есть и набросок к моменту попытки совращения, он смешной, поэтому тоже приложу. Простите:D

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

И мне еще нравится обвинение Иосифа работы Лукаса ван Лейдена, но, в отличии от Рембрандта, у которого жена аж будто подсвечена адским красноватым светом и само воплощение дьявола, тут она похожа на злобную ящерицу, а выражение лица Потифара и вовсе бесценно.

Про зловреднейшую из женщин (с иллюстрациями) История, История искусств, Длиннопост

Будьте осторожны и присматривайте за своими плащами.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх